Внедорожник с полным приводом
Друзья!
Замечательный журнал FT:PEDIA всем хорош, просто кладезь полезной информации, но не хватает одного – перевода на русский язык. В качестве эксперимента мы предлагаем ознакомиться с переводом одной из статей. Если материал окажется полезным, то в дальнейшем планируем выпускать переводы на регулярной основе. Ну и вопрос нашим постоянным читателям – перевод каких именно статей хотели бы видеть в нашем блоге?
Журнал: FT:PEDIA 4/2017
Оригинальное название статьи: Geländegängiges Fahrzeug mit 4-Rad-Antrieb
Автор: Daniel Canonica
Перевод: Рената Хамидуллина
Автомобиль повышенной проходимости с приводом на 4 колеса
Полноприводные автомобили могут служить для многих целей, например, в сельском хозяйстве или на труднопроходимых горных дорогах. В статье представлена довольно простая в построении модель.
Разработка джипа
Ещё на заре развития автомобиля люди заметили, что тяговое усилие можно использовать эффективнее, если вывести привод на четыре колеса или более. Помимо раннего гражданского применения – так же, как и со многими другими изобретениями – большое значение для серийного производства износостойких автомобилей с полным приводом имели заказы и требования военных.
После того, как уже в 1930-х годах появились первые образцы, в 1940 году армия США объявила большой конкурс на поставки будущего «Джипа» – относительно простого в производстве внедорожника с приводом на 4 колеса и грузоподъёмностью до 250кг. До конца войны разными компаниями-производителями было выпущено порядка 100 000 экземпляров.
Развитие военных внедорожников прошло многие промежуточные ступени, придя к модели HMMWV (в народе «Хамви»), многие модели вплоть до Джипа Чероки (Jeep Cherokee) производились и продавались в качестве дорожных автомобилей.
Модель с приводом на 4 колеса
Модель в значительной степени соответствует по форме джипу образца 1945 года (см. Рис.1):
Сидения прикреплены к боковой раме кузова, который, как можно увидеть ниже, снимается одним движением.
На рисунке 4 изображён автомобиль со снятым кузовом. Это невероятно облегчает техническое обслуживание (которое то и дело нужно проводить).
Кузов соединяется с шасси спереди с помощью оси (Рис.5) .
Ось проходит через детали кузова «Блок 30 с отверстием», и через детали «Блок 7,5», соединённых с передней частью шасси.
На рисунке 6 ещё раз демонстрируется весь кузов, вид снизу. Так как первоначально я установил слабоватый источник питания, я и всю конструкцию сделал очень лёгкой.
Двигатель через короткую цепь приводит в движение ведущий вал, переносящий крутящий момент на оба дифференциала (Рис.7). Установленный в качестве декоративного элемента рычаг переключения передач установлен непосредственно спереди.
Пара слов об элементе питания: при построении маленьких и лёгких моделей я теперь использую двухкамерный (2S) литий-полимерный аккумулятор. Номинальное напряжение – 7,4В, при полной зарядке он выдаёт 8,4В, ёмкость 800мА/ч.
Привод и рулевое управление
Следующий рисунок демонстрирует вид шасси снизу с обоими дифференциалами и рулевым механизмом.
На рисунках 9 и 10 крупным планом изображены детали рулевого механизма и подвески передних колёс.
Рулевой механизм с кривошипом, мотором и редуктором из старого набора fischertechnik выглядит немного простовато, но работает хорошо и очень быстро реагирует на все движения (с сервомашинкой, конечно, бы было тоже неплохо, но моя сервомашинка уже не работает как следует).
Так как детали шарнира немного прогибаются под нагрузкой, для выравнивания на внешний «Блок 15» я установил «Угловой блок 7,5°».
Разрезная ось
Для того, чтобы легко преодолевать препятствия, задняя ось выполнена в форме разрезной оси, т.е. она размещена на первичном вале так, что может вращаться. На рисунке 11 можно увидеть работу данного механизма:
На рисунках 12-14 можно рассмотреть расположение разрезной оси (снизу), а также снятую разрезную ось.
Заключение
Благодаря полному приводу автомобиль очень проворно передвигается по полу и коврам. И с препятствиями он вполне справляется с небольшим разбегом. Рулевое управление при столкновении с препятствиями не очень надёжно – рулевой механизм с червячной парой или сервомашинкой был бы предпочтительнее.
Так как у меня не было мощного двигателя, я пока не делал проверок на способность к преодолению подъёмов. Также я не проверял его ни в песке, ни в грязи. Для таких жёстких условий куда лучше подойдут шины с хорошим протектором.
Источники
[1] Wikipedia: Jeep
[2] Wikimedia: Jeep Willys MB 1945 (Фото: Pahu)